Рост бюджетного дефицита в России на фоне низких цен на нефть и сложности фискальной консолидации могут повысить суверенные риски и способствовать сохранению высокой стоимости заимствований, пишет ЦБР в обзоре финансовой стабильности.
Повышенный дефицит бюджета приводит либо к быстрому расходованию средств Резервного фонда, либо к более высоким государственным заимствованиям, способным негативно отразиться на конъюнктуре долгового рынка.
За январь-октябрь 2016 года дефицит федерального бюджета составил 1,577 триллиона рублей или 2,3 процента ВВП, по итогам текущего года он может быть выше запланированного уровня в 3,7 процента от ВВП.
Госдума рассматривает бюджет на следующие три года, который предусматривает дефицит к ВВП в 2017 году на уровне 3,2 процента, в 2018 – 2,2 процента, в 2019 – 1,2 процента.
"Текущая программа бюджетной консолидации и государственных заимствований представляется сбалансированной, однако в целях финансовой стабильности важно не отклоняться от планов по сокращению бюджетного дефицита", - указывает ЦБ.
Для обеспечения финансовой стабильности в долгосрочном периоде необходимо сокращение дефицита бюджета и ограничение уровня долга, указал регулятор.
Необходим и контроль за финансовой устойчивостью квазисуверенных заемщиков - регионов, институтов развития, государственных корпораций.
В этом году Национальный совет по обеспечению финансовой стабильности под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова создал две рабочие группы для оценки потенциальных системных рисков АИЖК, Корпорации МСП, Внешэкономбанка и Фонда развития промышленности.
Целью рабочих групп является разработка предложений по стратегиям развития этих организаций, совершенствованию систем риск-менеджмента, повышению их эффективности для минимизации бюджетных рисков.