Минстрой выступает против повышения взносов в Фонд защиты прав дольщиков, но это ещё не означает, что отчисления не увеличат.
О размере взносов речь зашла на XVI Всероссийском съезде строительных саморегулируемых организаций. Глава ведомства Владимир Якушев полагает, что нельзя проводить сразу несколько серьёзных реформ в отрасли в такой короткий период времени. Предполагалось, что размер отчислений уже с 1 октября 2018 года увеличится с 1,2% до 3%, а с 1 января - до 6%. «Этого не случилось. Минстрой и курирующий вице-премьер полагает, что это делать не нужно, и пока нам удалось отстоять свою позицию. Такая дополнительная нагрузка положительно на развитие отрасли точно не повлияет. При повышении взносов вполне возможны дефолты со стороны застройщиков, их не будет много и потери для рынка не станут глобальными. Но есть регионы, где разница между себестоимостью и ценой продажи новостроек совсем небольшая, и увеличение отчислений может стать непреодолимым барьером для застройщиков, которые уйдут с рынка. Эти потери будут более ощутимыми. Однако увеличение размера отчислений - это ещё вопрос дискуссионный»,- говорит Владимир Якушев.
Он полагает, что усложняющие деятельность застройщиков нормы сейчас нецелесообразны. Главная задача - уйти от "котлового" метода распределения денег дольщиков - выполнена. Компании открывают счета на каждый объект, а банки контролируют целевое расходование средств.
Чиновник признал, что реформа системы финансирования жилищного строительства и амбициозные задачи сдавать 120 млн кв.м жилья в год – задачи, мягко говоря, разноплановые. По его словам, приходится искать решения, зачастую непростые, но выполнять «майские» указы всё равно необходимо.
Владимир Якушев подтвердил, что очередные поправки в 214-ФЗ, внесённые в Госдуму, будут очень обширными: «Почти из всех регионов нам поступали вопросы, как толковать те или иные нормы нового 214-ФЗ. Есть законопроект, который должен ответить на основную массу вопросов и устранить выявленные сложности».
Чтобы поддержать рынок в непростой переходный период, Минстрой всё же предложит некий новый продукт по субсидированию процентной ставки ипотеки. Увеличению спроса должна способствовать и программа расселения аварийного жилья. Её новая редакция предполагает, что на ликвидацию непригодного для проживания фонда федеральный бюджет будет выделять 86% средств, а регионы - недостающие 14%. «В предыдущей версии софинансирование делилось 50 на 50. Но даже после завершения федерального финансирования 31 субъект РФ продолжил расселение за собтвенный счёт. Так что если предложить регионам софинансирование в размере 14%, то их программы только увеличатся. Также мы планируем вернуться к институту развития застроенных территорий, который требует дополнительного правового регулирования»,- поясняет Владимир Якушев. По его словам, эта схема не получила развития, поскольку местные власти стали нагружать инвесторов дополнительными обременениями. Девелоперам приходилось не только расселять аварийные дома, но и создавать новую социальную инфраструктуру. Проекты просто перестали быть прибыльными. В Минстрое полагают, что если местные власти хотят решить проблемы ещё и с «социалкой», то должны участвовать бюджетными деньгами. Рассматривается возможность субсидирования инвесторов, взявшихся за расселения аварийного жилья, за счёт средств Фонда ЖКХ. Это выгодно и государству, которому не придётся расселять дома полностью за своё счёт.