Московские бизнесмены обсудили с чиновниками налогообложение коммерческой недвижимости. По их мнению, власти оказали поддержку компаниям во время кризиса в виде льгот и поэтапного введения налога от кадастра, однако система все еще не лишена недочетов. Например, ей не хватает последовательности в начислении платежей, а перечень «льготников» стоит расширить. Такие предложения высказали девелоперы на круглом столе «Налог на имущество организаций».
В рамках встречи, состоявшейся в мае на площадке Московской торгово-промышленной палаты, члены правительства Москвы и представители крупного и среднего бизнеса обсудили итоги налоговой реформы, начатой три года назад. Глава департамента экономической политики и развития столицы Владимир Ефимов отметил, что за три года реформа претерпела изменения и сейчас «находится в завершающей стадии откладки сформировавшейся налоговой системы».
С 2014 года площадь коммерческой недвижимости, облагаемой налогом от кадастра, постепенно расширялась и теперь затрагивает уже 90% торгово-офисных объектов Москвы. Постепенное снижение площади для налогообложения было предусмотрено еще при принятии закона в 2013 году. При этом в 2015 году были приняты изменения, снижающие площадные критерии в 2017 году для зданий, расположенных на торгово-офисных земельных участках, с 3 тыс. кв. м до нуля, а для зданий, фактически используемых как торгово-офисные, с 2 тыс. кв. м до 1 тыс.
При этом с 2014 года начала создаваться система льгот, в 2016 году затронувшая технопарки, индустриальные парки и промышленные комплексы. «Понимая, что бизнес в непростых экономических условиях чувствует себя менее комфортно, чем раньше, мы создали сбалансированную систему налоговых льгот», – заявил Ефимов. В 2015 году общая сумма налоговых льгот для бизнеса составила 3 млрд руб. для 1,2 тыс. объектов недвижимости.
С 2017 года вступила в силу новая кадастровая стоимость. Ефимов отметил, что для объектов, характеристики которых в кадастре отражены корректно, существенных изменений в кадастровой стоимости не произошло. По его словам, кадастровая стоимость возросла только для тех объектов, по которым ранее она была занижена по причине неактуальных сведений о назначении или иных характеристиках объекта.
Как считает президент МТПП, депутат Мосгордумы Владимир Платонов, столичные власти всегда демонстрировали готовность к конструктивному диалогу с бизнесом. «Два года назад в рамках антикризисного плана ставка налога на имущество была уменьшена почти на четверть, что позволило московским предприятиям адаптироваться к очень непростой обстановке. Важно не останавливаться, идти дальше», — полагает он.
Впрочем, представители бизнеса указали на недочеты существующей системы и предложили расширить действие льгот.
Главные претензии возникли к обоснованности нынешней кадастровой оценки и порядку ее оспаривания.
Директор департамента по работе с корпоративными клиентами и партнерами Swiss Appraisal Алексей Ситников привел в качестве примера статистику компании, отметив, что количество обращений по поводу оспаривания стоимости объектов выросло и что в 60% случаев добиваться пересмотра было целесообразно (то есть кадастровая оценка превышала рыночную). При этом оспаривание – затратная процедура, начинающаяся от 300 тыс. руб. и включающая оценку, экспертизу и сопровождение юруслуг.
Другая проблема, как говорит Ситников, заключается в том, что результаты пересмотра кадастровой стоимости в 2014-2016 годах не были учтены при расчете кадастровой стоимости в 2017 году. С этим согласились и другие участники круглого стола. Так президент группы ПСН Максим Гасиев предложил изменить если не методику расчета, то хотя бы процедуру. По его словам, в 2013 году, когда ввели новую систему налогообложения, бизнес столкнулся с трудностями, но меры, принятые властями впоследствии, полностью устроили девелоперов. «Для нас важна стабильность», – подчеркнул он. Последовательное внедрение ранее принятых законов позволяет планировать развитие, заключил он.
Гасиев также заметил, что сейчас существуют риски для офисной недвижимости. «Подобных объектов строится мало, а вакансий много. На горизонте нескольких лет может произойти провал», – предупредил бизнесмен. «Мне кажется, что государство должно стимулировать строительство новой офисной недвижимости. Льготы в течение нескольких лет, например пяти, на новые здания изменили бы ситуацию», – предложил девелопер.
В свою очередь президент Российской ассоциации франчайзинга Агнесса Осипова заметила, что, несмотря на меры поддержки малого и среднего бизнеса со стороны федеральных и городских властей, налоговая нагрузка на бизнес остается большой, поэтому столичным властям стоило бы «предусмотреть возможности оживления льгот и фискального влияния» применительно к МСП, а не только технопаркам.
«Льготы действуют в отношении социально ориентированного бизнеса, но это понятие стоит расширить. Например, наряду с образовательными добавить сюда и услуговые объекты, в частности, точки общественного питания с безалкогольной продукцией, ориентированные на досуговый отдых, – отметила она. – Маржинальность подобного бизнеса ниже, чем другого, связанного с индустрией отдыха. Возможность навигировать льготы позволит развивать инфраструктуру города».
После выступлений предпринимателей Ефимов сообщил, что замечания бизнеса будут учтены столичными властями.