Немногие японские компании считают, что агрессивный денежно-кредитный стимул Банка Японии поможет разогнать инфляцию до целевого показателя, показал опрос Рейтер. Фирмы говорили о негативном влиянии программы, которое оказалось сильнее положительных эффектов.
В отчаянной попытке стимулировать рост, капиталовложения и нивелировать снижение цен, Банк Японии ввёл отрицательные процентные ставки, выкупил огромные объёмы облигаций и более рисковые активы, такие как биржевые инвестиционные фонды.
В рамках ежемесячного исследования Рейтер Reuters Corporate Survey фирмы оценили результаты 3,5 лет смягчения политики. Компаниям было предложено выбрать два варианта ответа, и лишь 6 процентов сказали, что Банк Японии проложил дорогу к победе над дефляцией или к разгону инфляции - последнее и является целью программы стимулирования.
Результаты опроса, проведённого с 30 августа по 12 сентября, появились на фоне подготовки японского регулятора к очередному совещанию на следующей неделе, где банк проведёт комплексную оценку программы стимулирования, так и не сумев довести инфляцию до целевого показателя в 2 процента.
Тем не менее, большинство аналитиков ожидают, что центробанк усилит меры смягчения, ещё больше понизив ставки или расширив программу выкупа активов среди прочих возможных вариантов.
В числе негативных эффектов, упомянутых в опросе, около 40 процентов респондентов назвали дестабилизацию финансовых рынков, а четверть опрошенных сказали, что меры центробанка стали причиной слабой бюджетной дисциплины.
"Компаниям может нравиться, что стимул Банка Японии способствовал снижению ставок и ослабил иену, однако это оказалось недостаточным подспорьем для японской экономики",- сказал Хиденобу Токуда, старший экономист Mizuho Research Institute, который анализировал результаты исследования.
Среди положительных эффектов программы банка 36 процентов назвали снижение стоимости заимствований, а 25 процентов - ослабление иены, что способствует росту прибыли экспортёров. По мнению 16 процентов опрошенных, меры поддержали экономику.
Опрос, проведённый Nikkei Research для Рейтер, был направлен 532 крупным и средним компаниям. Около 250 ответили на вопросы о влиянии стимулирующих мер Банка Японии