С такой инициативой к органам местного самоуправления обратился Департамент финансов области. Об этом заявила сегодня заместитель Губернатора, начальник соответствующего органа исполнительной власти Валентина Артамонова.
В области сложилась положительная динамика поступлений налога на имущество и земельного налога с физических лиц. Поступление земельного налога увеличилось в 2015 году по сравнению с 2012 годом в 1,4 раза, от 181 до 250 млн. рублей; поступление налога на имущество физических лиц – в 1,7 раза, от 322 до 539 млн. рублей. Но остается не решенной проблема обеспечения полноты сбора налогов. Это связано с низкой активность граждан по регистрации прав собственности на объекты недвижимости.
По информации специалистов, в каждом районе области имеется большое количество объектов недвижимости физических лиц, права на которых не зарегистрированы и за них не уплачиваются налоги. По оценочным данным не прошли регистрацию 45 тысяч земельных участков и 28,9 тысяч домов, дач и других объектов имущества. Налоговый потенциал от налогообложения недвижимости оценивается в размере 61,8 млн. рублей.
В текущем году Департаментом финансов области совместно с Управлением Росреестра разработаны для органов местного самоуправления подробные Рекомендации по проведению мероприятий, направленных на привлечение населения к регистрации прав граждан на объекты недвижимости.
«Большой блок этих рекомендаций уделен вопросам разъяснительной работы с гражданами, как необходимо регистрировать объекты недвижимости. Информация размещена на сайтах Департамента финансов, на сайтах органов местного самоуправления, в СМИ. Помимо этого, необходимы дополнительные меры, которые побуждали бы население к регистрации объектов недвижимости. Мы пропагандируем упрощенный способ регистрации объектов. Этот метод необходим для людей, проживающих в сельских населенных пунктах. Население по упрощенному методу может подготовить свое заявление о регистрации объектов недвижимости, приложить необходимые документы и сдать их в органы местного самоуправления. И Администрация за гражданина документы зарегистрирует и вернет их обратно», - пояснила Валентина Артамонова.
В настоящее время граждане неохотно регистрируют права собственности на имущество. Одной из причин этого является высокая стоимость кадастровых работ. Согласно действующему законодательству для постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности необходим технический план объекта. Стоимость услуг кадастрового инженера по его оформлению составляет в среднем от 4 до 10 тыс. рублей. Сумма является существенной для семейного бюджета многих граждан.
«Мы предложили органам местного самоуправления рассмотреть вопросы об установлении налоговых льгот, налоговых вычетов на сумму затрат гражданина на кадастровую оценку его недвижимости. Сегодня это право органов местного самоуправления, поскольку налоги и земельные, и налог на имущество являются местными, соответственно и ставки налогов и льготы, и вычеты могут установить органы местного самоуправления. Поэтому, по нашей оценке, было бы очень эффективно, если бы органы местного самоуправления установили соответствующий налоговый вычет на сумму, понесенную гражданином на кадастровые работы. Этот вычет позволил бы привлечь население к проведению данных работ, и предоставление налоговой льготы в течение 2-3 лет принесло бы гражданину компенсацию понесенных затрат, а потом и уплату налога. А органы местного самоуправления впоследствии будут получать дополнительные доходные источники. Надеемся, что многие муниципальные образования поддержат такие начинания, и будут работать по нашим рекомендациям», - подвела итог Валентина Артамонова.