Единственный незаменимый штатный сотрудник – это генеральный директор, для всех остальных кадровых позиций существует аутсорсинг или аутстаффинг. Rjob выяснил, в чём между ними разница, когда и каких специалистов лучше выводить за штат организации, а в каких случаях это категорически недопустимо.
Кадровый аутсорс: если в компании нет эйчара У большинства мелких и средних компаний нет нужды в постоянной кадровой службе – сотрудников нанимают редко, да и специфические потребности лучше знает руководитель проекта или подразделения. И тогда самое простое решение – отдать эту функцию на аутсорсинг кадровому агентству, которое само соберёт анкеты соискателей, проведёт собеседования и выберет наиболее подходящих кандидатов на должность. Гораздо реже встречается полный кадровый аутсорс, когда организация осуществляет кадровое администрирование, расчёт зарплат, компенсаций и налогов.
Елена Смольянинова HR-директор компании BusinesSvita
В компаниях, где нет внутреннего HR-менеджера, собеседования часто проводят руководители отделов, в которые требуются сотрудники. Но руководители загружены основной работой, поэтому они не всегда внимательно относятся к соискателям: рассказывают о компании и позиции слишком кратко, могут быть непунктуальны, не дают обратной связи отвергнутым претендентам. При этом первое впечатление о компании складывается именно из таких нюансов, и исправить его в дальнейшем будет сложно. Рекрутер-аутсорсер исключает все эти риски.
Аутстаффинг и краудсорсинг на службе у кадровика Если найти рядовой персонал нужно быстро, например, сезонно или при открытии нового направления, а расширять штат нет ни возможности, ни необходимости, поможет профильный кадровый аутстаффинг. Компания-заказчик заключает договор с кадровым агентством или другой фирмой, которая вступает в трудовые правоотношения с исполнителями. Получается, что фактически работает сотрудник в одной компании, а официально трудоустроен в другой.
Сергей Дядиченко генеральный директор краудсорсингового сервиса для розничных сетей Wowworks.ru
С появлением облачных технологий и онлайновых платежных систем набирает популярность совершенно новый вид найма, отличный от аутсорсинга и аутстаффинга – краудсорсинг (англ. crowdsourcing, crowd – «толпа» и sourcing – «использование ресурсов»). Компания-исполнитель также берёт на себя решение бизнес-задач заказчика. Но исполнителями являются не субподрядные организации или собственный штат специалистов аутстаффинговой компании, а множество частных мастеров, работающих сдельно. Особенность краудсорсинга – максимальная автоматизация процесса. Компания даёт задание исполнителю с соответствующими навыками, который находится максимально близко к месту выполнения и делает всё оперативно. Бизнес экономит на содержании сотрудников, а специалисты по всей стране получают возможность дополнительного заработка. По данным наших клиентов, сокращение операционных издержек при замене штатных сотрудников на внешних специалистов может составлять до 40%.
Вывод персонала за штат выгоден компании, ведь она оплачивает только выполнение определённой работы или оказание услуг без выплат в фонд социального страхования, налогов на доходы физических лиц, отпусков и больничных. Кроме того, отказаться от услуг сотрудника можно в любой момент, если иное не прописано в договоре, без бремени ответственности, предусмотренного трудовым законодательством.
Фирма-подрядчик тоже получает процент за свои услуги, ведь именно она тратит основное время на подбор и обучение персонала, а также несёт социальную ответственность по Трудовому кодексу РФ.
И даже для самого работника такой вариант сотрудничества с работодателем может быть выгоден, потому что позволяет участвовать в большем количестве проектов и больше зарабатывать.
Аутсорсинг для непрофильных задач Чаще всего сотрудники на аутсорсе нужны для выполнения вспомогательных задач, решить которые своими силами возможно, но не эффективно. Сотрудникам юридической компании незачем самостоятельно делать ремонт, а воспитателям частного детского сада – осваивать бухучёт и аудит. При этом выделять штатную единицу с постоянным окладом тоже не хочется. Нужные в таких случаях компании работают по договору, оказывают услуги разово или ежемесячно и исчезают до тех пор, пока снова не понадобятся.
Инна Алексеева генеральный директор PR Partner
В агентстве PR Partner на аутсорсинге мы активно пользуемся услугами курьерской службы, потому что объём заказов для доставки по Москве в течение месяца слишком неравномерный: иногда несколько дней подряд нет никаких отправлений, а потом вдруг в один день адресов столько, что не справится целый отдел. Другая оптимизированная статья ежемесячных расходов — техподдержка офиса. Мы уже несколько лет сотрудничаем с ребятами из «Аутсорсинг Трейд». Каждую неделю к нам в офис приезжает специалист и выполняет накопившиеся задачи, а срочные проблемы команда техподдержки решает удалённо. Это удобнее и выгоднее, чем иметь собственного системного администратора. Уборка и ремонт офиса у нас также на аутсорсинге.
Найм на поток Наталья Сторожева преподаватель Русской Школы Управления, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»
Из моей практики, на аутсорс часто отдают рекрутинг линейного персонала в компаниях, где его постоянно не хватает. Это, например, заведения общепита: рестораны быстрого питания, фуд-корты и т.д. Им всё время нужны официанты, повара, посудомойки. Рекрутингом на ауторсе занимаются и медицинские центры, набирая работников рецепции, медсестёр. Также найм продавцов и кассиров в супермаркеты и компании сетевого ритейла выгоднее поручать сторонней фирме, не привлекая для этого своих сотрудников.
Особенность «найма на поток» в том, что кадровик может «закопаться» в рутинной работе по сбору и отсеву резюме. При этом подбор линейного персонала не требует такой же тщательности, как, например, руководящего звена.
«Вы нужны нам раз в месяц» Бухгалтер работает всего раз в месяц, начисляя сотрудникам зарплату и выплачивая налоги, юрист проверяет договоры с новыми клиентами или партнёрами, а системный администратор и вовсе приходит на зов коллег, когда программное обеспечение или техника перестанут работать. При этом зарплату они получают постоянно, даже когда по факту не работают.
Булат Салимзянов директор компании «Дисциплина» Пару лет назад мы вывели на аутсорс юридическое сопровождение. У нас был юрист в штате, она хорошо работала, но в небольшой компании ей катастрофически не хватало задач. Мы поняли, что и для нас, и для неё, будет полезнее отдать эти задачи на аутсорс. Так же мы работаем и с дизайнерами, потому что для фуллтайм-специалиста у нас работы недостаточно.
Ольга Овчинникова операционный директор Wyser (Международный кадровый холдинг Gi Group) Конечно, управлять сотрудником в собственном штате легче – вы единолично ставите ему задачи, устанавливаете их приоритетность, сроки выполнения, и у вас в руках все прямые рычаги воздействия. Тогда как поставщик услуг не всегда доступен по первому требованию и занимается другими проектами и другими клиентами, которые для него могут оказаться более важны и интересны. Однако это вопрос организации работы с поставщиками и управления деловыми (но в данном случае не трудовыми!) отношениями. Дело не только в финансовой экономии. Один договор на услуги – и нет постоянных проблем, кого нанять на работу, почему не вышел, кто будет работать на замене и прочего.
Творческий персонал в аренду Особая ситуация складывается с наймом творческих кадров. В случае с ними аутсорсинг и аутстаффинг полезны не столько компании-нанимателю, которая экономит ресурсы и решает задачи по мере их возникновения, но скорее самому сотруднику. Обычно он хочет больше свободы и выбирает только самые интересные проекты, а потому работать в штате на полный день не согласен, даже если ему готовы обеспечить полную занятость.
Например, в компании «Дисциплина» для решения разных задач обращаются к дизайнерам разного уровня. Держать в штате высококвалифицированного специалиста было бы слишком дорого, а для него большинство задач были бы скучны.
Кого нельзя выводить за штат Выбирая между штатным и внештатным сотрудником, стоит оценить, что выгоднее — самостоятельно нести социальную ответственность или переплачивать агентству процент от зарплаты. Кроме того, такой способ подбора может быть экономически нецелесообразен, когда требуется высококвалифицированный персонал. А если у соискателя будет доступ к конфиденциальной информации и корпоративным секретам, то стоит дополнительно позаботиться о корпоративной безопасности, ведь при таком способе найма высок риск взять на работу нечестного и неблагонадёжного сотрудника.
Сергей Дядиченко генеральный директор краудсорсингового сервиса для розничных сетей Wowworks.ru
Разумеется, не всё можно отдавать на аутсорсинг. Так, внутри компании должны оставаться все центральные бизнес-процессы и должности, предполагающие принятие ответственных решений. Скажем, можно заказать на аутсорсе разработку приложения для компании, но человек, составляющий техническое задание и отвечающий за весь проект, должен быть штатным сотрудником. Можно отдать на аутсорс ведение бухгалтерии, но финансовый директор – человек, отвечающий за бюджет компании, - должен быть в штате. Нельзя отказаться и от сотрудников, деятельность которых напрямую влияет на прибыль компании. А вот специалисты по сервисному, техническому, IT-обслуживанию вполне могут работать и за штатом.
Запрет на лизинг персонала закреплён и на государственном уровне. С 1 января 2016 года вступил в силу закон № 116-ФЗ, который вносит статьи 18.1 в закон от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и 56.1 в Трудовой кодекс Российской Федерации. Исключение составляют только кадровые отношения между аффилированными лицами или сторонами акционерного соглашения, а также сотрудничество с аккредитованными частными агентствами занятости. Это хотя и усложнило жизнь некоторым компаниям, предоставлявшим услуги аутстаффинга, но зато обеспечило чуть больше гарантий наёмным работникам, которые раньше могли разве что на слово верить своему работодателю-посреднику.