Стресс-интервью – сильный инструмент для оценки потенциала соискателя, но пользоваться им нужно осторожно. Иначе можно нанести психологический вред человеку и урон имиджу компании. Ведь если человек во время стресс-интервью испытывает негативные эмоции, он, как правило, делится этим опытом с коллегами и знакомыми. Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива», рассматривает несколько кейсов проведения стресс-интервью.
Правила стрессовых собеседований 1. Стресс-интервью проводят для кандидатов на позиции, которые предполагают частые стрессовые ситуации или работу под давлением. К таким профессиям можно отнести работу руководителей, личных секретарей, переговорщиков всех видов, менеджеров по работе с трудными или VIP-клиентами и т.д. Но проводить стресс-интервью просто для того, чтобы посмотреть, как человек реагирует на стресс, - это бессмысленно и даже небезопасно.
2. Стресс-интервью не должно проводиться во время первой встречи. Сначала hr-менеджер должен рассказать о компании, вакансии, условиях и требованиях и предупредить о предстоящем испытании, но не напрямую, иначе оно теряет весь смысл. Опытные рекрутеры могут это делать, используя фразы «У вас будет собеседование, в котором примут участие сразу несколько руководителей», «У вас будет непростое собеседование». Первая же встреча проводится по классическому алгоритму и должна быть ознакомительной, корректной и спокойной. Бывают ситуации, когда кандидат приходит на собеседование, а ему говорят: «А мы вас не ждали». Человек уходит, а потом выясняется, что это было стресс-интервью, и об этом надо было догадаться. Такие истории могут стать смешными только по прошествии многих лет.
3. Важно, чтобы подобную встречу проводил человек с большим управленческим опытом и с высокой квалификацией по управлению персоналом.
4. К стресс-интервью стоит подготовиться заранее: привлечь консультантов, почитать профильную литературу. Потому что стресс-интервью - это не значит, что на собеседовании вдруг можно начать вести себя «как хочешь».
Стресс-интервью - модель рабочих ситуаций Ключевое отличие стресс-интервью от обычного собеседования – оно должно смоделировать ситуацию, с которой столкнется работник. Например, разговор закупщика с менеджером по работе с федеральными сетями может начаться словами: «Здравствуйте, вы приехали? Ну выходите, бывшие поставщики!».
Делается это не случайно: задача байера довести менеджера компании-производителя до такого состояния, когда с ним можно сделать всё, что угодно. Важно сломать его ощущение самоконтроля, вывести человека из себя. И тогда уже выбивать из него информацию, добиваться специальных условий и подписывать выгодные для себя контракты.
Например, вслед за вопросом: «Какой ассортимент вы планируете нам поставить?» могут задать: «Как вы считаете, ваша жена вам изменяет?» Женщину спрашивают о цене её нижнего белья, когда она были в душе последний раз и почему от нее плохо пахнет. И от растерянности человек отвечает на последующие вопросы, не контролируя себя.
С точки зрения психологии этот прием считается нарушением личных границ, а в приличном обществе на подобные темы говорить и вовсе недопустимо. Человека ловят в состоянии беспомощности и «вытаскивают» ту информацию, которую иначе бы он не сказал.
Такие ситуации тестируют кандидата на стрессоустойчивость, способность «держать удар», гибкость в переговорах. Если кандидат справляется, можно дальше готовить его к предстоящей работе. Но если человек начинает рыдать на таком собеседовании – разговаривать о сотрудничестве с ним бессмысленно.
Кейс: стресс-интервью для антикризисного менеджера В моей практике недавно была ситуация, когда сельскохозяйственный холдинг искал для одного из своих подразделений антикризисного директора. В его задачи входило постоянное общение с банками и кредиторами, улаживание вопросов долгов, перекредитование, поиск новых источников инвестиций, решение трудовых конфликтов, повышение трудовой дисциплины и т.д. То есть человеку нужно несколько лет жить в режиме постоянного стресса.
В этом случае ни у кого из партнеров не было задачи сломать сотрудника. Но все хотят получить свое: кредиторы – возврат инвестиций, работники – свои зарплаты, свиньи хотят корма и т.д. И противостоять ситуации – значит находить баланс между различными точками давления. Основные требования к такому сотруднику: он должен контролировать весь управленческий контур, уметь убеждать, воодушевлять, договариваться и вызывать доверие. И самое главное - чтобы он мог вести переговоры, в том числе с государственными органами (суды, налоговая инспекция, администрация). Цель стресс-интервью с таким специалистом – протестировать, насколько он способен «держать круговую оборону», не срываясь. И здесь сценарий будет сильно отличаться от собеседования с сэйлс-менеджером.
Такое стресс-интервью ведут два-три человека, которые придерживаются своей роли, часто противоречащей другим. Например, каждый интервьюер озвучивает разные требования к будущему сотруднику. Один утверждает, что компании нужен амбициозный человек, второй – что им подойдет уравновешенный сотрудник, третьему нужен работник, готовый к риску и т.д. Принимая одну из этих позиций, соискатель противодействует остальным. Это неверное решение. Его задача - договориться с каждым участником игры, продемонстрировать спокойствие, навыки успешного поведения в таких ситуациях.
Кейс: стресс-интервью для секретаря и личного помощника руководителя Хороший секретарь должен стать личной тенью, везде успевать, слышать каждое слово, всё контролировать.
Здесь стресс связан с необходимостью быстро переключаться, сосредотачиваться на нескольких задачах одновременно, ничего не забывать, не путать и не выходить из себя. Здесь нет высокоинтеллектуальной нагрузки и давления на личность, но требуются постоянное повышенное внимание, умение быстро переключаться и «не пропускать мячи». Одно пропущенное указание может привести к тому, что начальник, например, останется без билета. Очень частая ошибка в работе секретаря – неправильная стыковка рейсов. И вот уже их руководитель застрял в аэропорту или попал не в тот город: не в Баден, а в Баден-Баден. Возникают проблемы с бронью гостиницы и проведением деловых встреч.
Хороший личный помощник должен вызвать такси, заказать пропуск, встретить гостей, сварить кофе, скопировать документы, заказать подарок для клиента – и всё это одновременно. Для того, чтобы проверить уровень стрессоустойчивости такого сотрудника, собеседование также часто проводят в формате стресс-интервью.
Соискателю предлагают выполнить несколько заданий. Например, выдается тест на внимание, и при этом нужно параллельно отвечать на несложные вопросы и входящие звонки, а еще сварить присутствующим кофе разных сортов. Дополнительно могут попросить отксерокопировать документ, заполнить бланк. Как правило, через 15-20 минут становится понятно, справляется человек с такой работой или нет. Все задания простые, но их сочетание заставляет сотрудника мобилизоваться и проявить свои способности к расстановке приоритетов и быстрому реагированию. И если будущий секретарь нервничает, бледнеет, заламывает руки, но старается всё успеть - это означает, что она боец. В первую неделю ей будет очень трудно, во вторую – полегче, но на третьей она адаптируется.