Сегодня, когда многие компании вынуждены идти на оптимизацию штата и сокращать расходы на персонал, казалось бы, самое время для сотрудничества с фрилансерами. Однако далеко не все работодатели готовы поменять штатного сотрудника на «свободного художника». JOB.RU расспросил работодателей о плюсах и минусах фриланса.
Свобода от стереотипов и богатый опыт Самые привлекательные с точки зрения работодателя особенности фриланса можно условно поделить на две группы. В первой – возможность без особых проблем и бюрократических проволочек находить специалистов под конкретную задачу на определенной время. Во второй – свободомыслие и отсутствие стереотипов у самих фрилансеров. Вот что говорят об этом сами работодатели.
Павел Кретов, коммерческий директор Re:Sale Expert: «На мой взгляд, формат будущего - это фриланс или удаленная работа. Почему так? Да очень просто – данная форма обладает ощутимыми преимуществами как для сотрудников, так и для работодателей. Для работника это работа в удобном месте, гораздо бульшая степень саморазвития, экономия расходов на дорогу и питание.
Для работодателя это сокращение площадей офисов и подсобных помещений, сокращение издержек по коммунальным платежам и трат на социальное содержание сотрудников, а главное – неограниченные возможности по количеству персонала на фрилансе».
Мария Дзюмина, директор PR-бюро Freud: «Я не представляю себе, кто поддерживал бы наши проекты в нерабочее время и на выходных, если бы не было фрилансеров! Удаленный работник - идеальный вариант для digital-агентств, когда нужно кому-то делегировать рутинную работу, чтобы освободить время для планирования и аналитики. Для работодателя есть и другие плюсы по сравнению с офисным сотрудником: можно на каждый проект поставить увлеченного человека, которому действительно близка тематика, таким образом набрав много узких специалистов под руководством менеджера проектов, который будет аккумулировать их усилия.
Дмитрий Засухин, руководитель Лаборатории Юридического Маркетинга: «В своей работе мы активно используем труд фрилансеров. По сравнению со штатными сотрудниками, работа с фрилансерами имеет свои преимущества. В первую очередь, это гибкость в работе: проекты ведутся по принципу «то пусто, то густо», и работа с фрилансерами позволяет быстро расширить количество участников проекта. Еще один плюс – высокая мотивация: как правило, фрилансеры трудятся за фиксированный гонорар и стремятся завершить проект скорее. Штатные же сотрудники часто увлекаются «имитацией бурной деятельности».
Валерия Сулейманова, руководитель отдела рекламы и PR ГК «Step Development»: «Главное преимущество фрилансеров – это большой кругозор. В силу специфики своей работы такие специалисты заняты над проектами в разных сегментах рынка, что позволяет заимствовать удачные идеи и решения и интегрировать их в совершенно противоположную сферу деятельности.
Другой немаловажный плюс – это многофункциональность. Они привыкли к быстрому результату без потери качества, поскольку оплата их работы прямо пропорциональна продукту на выходе».
Невозможность контроля и ненадежность Несмотря на все плюсы фрилансеров, многие работодатели относятся к ним настороженно. Главным образом – из-за невозможности лично контролировать ход работ и ненадежности многих «свободных художников».
Мария Дзюмина: «Самый очевидный минус - в рабочее время фрилансера может вдруг не быть на связи. Это нормально для многих фрилансеров: у кого-то из них есть другая работа, кто-то сидит с ребенком, а кто-то по привычке работает по ночам. Поэтому когда случается аврал, внезапные запросы от клиентов или обнаружена недоработка, которую нужно срочно закрыть, это может случиться чуть позже, чем хотелось бы, или вы будете делать работу сами.
Второй минус, как ни парадоксально - чрезмерная самостоятельность. Эта черта присуща далеко не всем, но есть такие амбициозные удаленщики, которые стараются перекроить ход работ под себя, идя вразрез с другими участниками процесса.
Еще один важный аспект: фрилансер работает не на вас и не вместе с вами, а на себя и для себя. Ему не нужна ваша корпоративная культура, стандарты, отношения с клиентами и прочая ерунда: он выполняет ровно ту часть работ, которую вы ему выдали, ни больше, ни меньше. Поэтому фрилансер - не самое заинтересованное лицо».
Алексей Банников, генеральный директор группы компаний Фотосклад.ру: «Главный недостаток, который перечеркивает все плюсы, - это необязательность и ненадежность фрилансеров. Все, кто имел с ними дело, сталкиваются с ситуацией, когда скайп и телефон перестают отвечать, а работа остается невыполненной. На этом теряются деньги и срываются сроки. Также большой минус в том, что на сотрудника нельзя повлиять «лично». К коллеге в офисе ты можешь подойти и объяснить задачу, убедить в чем-то. С фрилансерами это не работает, и удаленно на человека повлиять гораздо сложнее».
Татьяна Гедзберг, управляющий директор блогер-агентства Abrikos Media: «Работа с фрилансером чем-то напоминает игру в рулетку. Очень сложно заранее предугадать результат взаимодействия. Ты ставишь на успешное сотрудничество деньги, время, силы на объяснение и составление брифов, а ставка возьмет и не сыграет. А может быть и наоборот - ставка удвоится, и результат будет выше всяких ожиданий».
Самодисциплина и адекватность Разумеется, быть «свободным художником» дано не каждому. Наши эксперты рассказали, какие черты наиболее важны для тех, кто хочет попробовать себя на ниве фриланса.
Мария Дзюмина: «Чтобы быть успешным, фрилансер в первую очередь должен уметь планировать свое время, равномерно распределять работу и укладываться в сроки. Фрилансер должен быть отзывчивым и готовым помогать - это расположит заказчиков больше, чем некий счет за некий пул работ. Фрилансер должен всегда быть готовым дать обратную связь по своему проекту, таким образом он заслужит доверие, ведь успех проекта одинаково зависит от каждого его участника, поэтому фрилансер не должен недооценивать свой вклад в общее дело».
Валерия Сулейманова: «Идеальный фрилансер - тот, кто действительно «болеет своим делом». Таких специалистов всегда видно. В их работах просматривается изюминка. Личный стиль, а не шаблонное исполнение работы. Но нужно четко видеть грань между «свободными художниками», которые способны творить только по велению сердца, и ответственными и добросовестными специалистами».
Татьяна Гедзберг: «Адекватность - чтобы взвешивать свои возможности и сроки; ответственность - чтобы выполнять взятые на себя обязательства; проактивность - чтобы проявлять инициативу в решении поставленных задач».
Андрей Востриков, руководитель Формлаб: «Когда я был фрилансером, для меня принципиально было выполнить заказ вовремя. Сейчас я понимаю, почему делал так и пытаюсь донести до коллег и фрилансеров. Ты можешь снижать качество работы, но не можешь валить сроки — твоя мелкая пауза всегда стоит для проекта дороже, чем твой гонорар. Ну и конечно нельзя врать, хватаясь за все подряд — если у тебя проблемы, сразу скажи заказчику! Он тоже человек, он все понимает, и чем раньше отмониторит проблемы, тем более лояльнее и терпимее к тебе будет».
Елена Орлина, генеральный директор ООО «Проселлер»: «Выбирая человека для фриланса, я обращаю внимание на много факторов, но основных критериев – четыре. Во-первых, человек должен брать трубку в рабочее время. Всегда с первого раза. Или перезванивать в течение 10 минут. Во-вторых, тестовая и первая реальная задача должны быть выполнены точно в соответствии с согласованными требованиями и сроками. Мне все равно, когда он спит и ест, мне важно, чтобы задача выполнялась. В-третьих, он понимает, что я говорю. Если я ставлю задачу максимально подробно, а меня не понимают - зачем тратить время друг друга? И, наконец, в-четвертых, я послушаю, что он говорит о других клиентах. У фрилансера тоже должна быть профессиональная этика!»