В России стартовала дискуссия на самую болезненную для властей и общества тему — о реформировании налоговой системы после 2018 года. Пока ее вектор задает Министерство финансов, предложения которого сводятся к перераспределению налоговой нагрузки с бизнеса на самих граждан. Причем, о «налоге на роскошь» речь по-прежнему не идет: рост доходов бюджета планируется обеспечить прежде всего за счет представителей среднего класса.
О необходимости реформировать налоговую систему Владимир Путин заявил в своем послании к Федеральному собранию. По его словам, 2017-й год нужно посвятить обсуждению различных предложений, в 2018-ом, когда закончится мораторий, внести соответствующие нормативные акты в Госдуму, чтобы с 2019-ого года страна начала жить по новому более справедливому и эффективному Налоговому Кодексу.
Поручение президента не стали откладывать в долгий ящик: публичная дискуссия о «настройке» налоговой системы с участием министров, депутатов и экспертов началась уже на первой неделе после новогодних праздников в рамках Гайдаровского форума. Но, поскольку обсуждение состоялось в субботу, да еще после Старого Нового года — оно не получило должной огласки.
Большинство профильных СМИ обратило внимание на спор между Минэкономразвития и Минфином по поводу перехода на новый порядок порядок налогообложения в нефтяной отрасли. А также призывы главы финансового ведомства Антона Силуанова лишить нефтяные компании — в первую очередь государственные — индивидуальных льгот. Между тем, практически незамеченной осталась дискуссия вокруг общих принципов формирования налоговой политики после 2018 года. Хотя конкретные предложения от основных трендсеттеров Минфина и Минэка озвучены не были, представители правительства ясно дали понять, что дискутируемо, а что останется в статусе «священной коровы» и ни при каких обстоятельствах не изменится.
Напрасно присутствующие на форуме руководители бизнес-объединений призывали чиновников уменьшить налоговую нагрузку на предпринимателей, угрожая, что в противном случае темпы экономического роста не достигнут к 2019-20 гг требуемых президентом 4%. Их оппоненты из финансово-экономического блока твердо стояли на своем.
Объем налоговых поступлений, по их словам, снижению не подлежит, поскольку в противном случае государство не сможет выполнить свои расходные обязательства. «Скажите, от каких расходов мы должны отказаться при снижении налоговой нагрузки? Чем сейчас мы будем платитьзарплаты, пенсии, чем финансировать социальные расходы?» - набросился на главу РСПП Александра Шохина Антон Силуанов.
Минфин согласен с тем, что у стран с развивающейся экономикой нагрузка меньше, чем в РФ (например, у Казахстана 25% ВВП, а в Индии — 20%), но, прежде чем делать выводы, надо посмотреть, как там работает социальная система и каковы расходы на оборону. «За сильную армию тоже надо платить», - подчеркнул глава Минфина.
Расходы бюджета сейчас сформированы и утверждены вплоть до 2019 года включительно. В дальнейшем — с учетом роста пожилого населения, усиления геополитической напряженности и прочих причин — они вряд ли будут корректироваться в сторону уменьшения. А значит, поступления от налогов должны расти. Иного пути, по мнению Минфина, просто не существует.
Что же в таком случае готовы обсуждать представители финансово-экономического блока? Прежде всего — перераспределение налоговой нагрузки с прямых налогов на косвенные. Сейчас труд в РФ обкладывается налогом по беспрецедентно высоким ставкам: работодатели платят 22% в фонд пенсионного страхования, 2,9% в фонд социального страхования и 5,1% в фонд медицинского страхования.
По подсчетам PwC, совокупная налоговая ставка для российской компании среднего размера составляет 47,4% от прибыли, из которых налоги на труд — 36,1%. «Понятно, что многие просто не платят, - посетовал глава Минэкономразвития Максим Орешкин, уточнив, что страховые взносы самому себе гарантировано платит государство (за бюджетников), крупный бизнес и часть среднего бизнеса. Остальные субъекты экономической деятельности по мере возможности остаются в тени.
Минфин согласен обсудить снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда с одновременным повышением НДС. Напомним, что с 2004 года ставка НДС в РФ составляет 18%, реализация некоторых товаров (продуктов питания, книг, лекарств, товаров для детей) облагается по льготной ставке 10%.
В рамках реформы налоговой системы НДС предлагается повысить до 20% с постепенной унификацией льготы — ее, по мнению чиновников, можно заменить адресной поддержкой самых бедных граждан, выплачивая им ежемесячное пособие 1,5 тыс руб.
Выгода от такого нововведения для государства очевидна. Если работодатели научились избегать уплаты страховых взносов, то от голода не убежит никто. Люди будут по-прежнему ходить в магазины, обеспечивая бесперебойное поступление повышенного НДС в казну. К 2019 году доля этого источника в общем объеме налоговых поступлений бюджета должна вырасти до 40%.
Минусы, конечно, тоже есть — они в первую очередь связаны с возможным разгоном инфляции и ростом социального недовольства: повысив НДС, Минфин переложит нагрузку с бизнеса на население, прежде всего — на его платежеспособную часть. Это вряд ли кому-то понравится.
Кроме того, в процессе дискуссии Антон Силуанов упомянул, что часть страховых взносов, которые в РФ платят компании, в других странах оплачивают сами граждане. Это замечание оказалось созвучно выступлению одного из разработчиков новой стратегии развития страны до 2030 года ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, высказавшегося за неизбежность повышения нагрузки на население.
По всей видимости, гражданам придется взять на себя часть социальных платежей — как минимум, в сфере здравоохранения. В этой связи чиновники уже обсуждают введение социального сбора с неработающих или занятых в сером секторе экономики россиян, число которых по данным Росстата составляет более 16 млн человек. Сейчас отчисления в соцфонды за них делают регионы, при отказе от этой практики размер платежа может составить не менее 20 тыс. руб в год.
Тема НДФЛ после гневного окрика Дмитрия Медведева на Гайдаровском форуме публично не обсуждалась. Но неофициально чиновники признают: в рамках подготовки реформы дискуссия о налогообложении физлиц неизбежна, причем вестись она может в самых разных плоскостях.
Есть, например, инициатива социального блока правительства освободить от подоходного налога тех, чья зарплата не превышает МРОТ или 7,5 тыс.руб. (Таковых сейчас 4,9 млн россиян) Она может быть уравновешена переходом на прогрессивную шкалу по доходам остальных работающих.
Авторы стратегии-2030 предлагают сделать налогообложение более мягким, чем в европейских странах, установив максимальную ставку 20% (в ЕС она доходит до 50%- «МК») для 5% работников, получающих 150-200 тыс руб в месяц.
«Владимир Путин, кстати, не исключил самой постановки вопроса о переходе на прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц и дискуссии на эту тему, - напоминает один из участников Гайдаровского форума, - Он просто сказал, что сейчас такой переход не целесообразен. Однако никто не знает, что будет думать президент в 2018 году, когда закончатся президентские выборы».