Рынок загородной недвижимости постепенно становится местом постоянного жительства. Формат дач уходит на второй план, а все большее количество людей переезжают всей семьей жить в загородных коттеджах. Безусловно, такая тенденция определяет новые потребительские запросы на этом рынке. Кроме того, на покупательский аппетит ограничительно влияет и кризис.
Так какие поселки сегодня пользуются спросом? Что хоть как-то продается, а что лежит мертвым грузом? Какие тренды у современной загородки?
Дострой сам
Прежде всего стоит отметить, что потребитель стал экономнее. Это выразилось, в первую очередь, в увеличении спроса на участки без подряда. Исполнительный директор ГК «Сапсан» Дмитрий Иванов приводит следующие данные: «Именно на участки без подряда пришлось практически до 2/3 всего предложения и более половины спроса на первичном рынке загородной недвижимости, так как такое предложение самое бюджетное, а во-вторых, таких предложений очень много».
Поменьше да подешевле
Экономия затронула и рынок с готовыми коттеджами: сократились и площади приобретаемых участков, и площади самих домов. Безусловно, это сокращение было продиктовано необходимостью уменьшить бюджет покупки, прежде всего. Илья Менжунов, директор департамента элитной недвижимости компании «Метриум Групп», отмечает, что бюджет покупок уменьшился даже в элитном сегменте: «Сейчас клиенты, как правило, приобретают дома примерно за 1,5 млн долларов, тогда как годом ранее бюджет покупки достигал 2,8 млн долларов». Алсу Хамидуллина, руководитель департамента загородной недвижимости Contact Real Estate, подтверждает данный факт, сообщая, что тренд на снижение бюджета запроса и сделки наблюдался весь 2016 год на элитном рынке, а параллельно шел тренд на уменьшение площади покупаемого объекта: «Наиболее востребованные площади домов — 250−400 м2 с участками 15–20 соток». Если смотреть на весь рынок в целом, то Илона Карягина, коммерческий директор RDI, сообщает, что основной спрос приходится на дома до 180 м2 с участками 8–12 соток.
Все под рукой
Третьим трендом загородного рынка по праву можно назвать тщательный выбор объектов и покупку исключительно ликвидных предложений в поселках, предлагающих комфортную жизнь. Покупатель смотрит прежде всего на инфраструктуру, так как жить в поселке он собирается с семьей постоянно. Михаил Африканов, генеральный директор LANDWERK HAUS, рассказывает: «Популярны поселки, расположенные на удалении 20–30 км от МКАД и вблизи населенных пунктов с развитой инфраструктурой. При этом важно наличие объектов социальной инфраструктуры, в первую очередь дошкольных учреждений и школ, так как более половины клиентов планируют жить в загородном доме круглый год, а это в основном семьи с детьми и пожилые родители, которым важна возможность быстро добираться до Москвы как на личном авто, так и на общественном транспорте».
Купил и живи
Четвертый тренд современной загородки также появился благодаря тому, что современные коттеджные поселки стали местом постоянного проживания — растет спрос на готовые дома. При этом дома не просто построенные, а с ремонтом, а иногда и обставленные мебелью. Люди хотят купить и сразу жить. Все эксперты отмечают рост спроса на готовые к проживанию коттеджи в Подмосковье. Безусловно, требуется наличие всех коммуникаций в поселке. И этот вопрос интересует покупателей всего загородного рынка, в том числе и участков без подряда.
Вектор движения
Пятый тренд касается направления приобретаемых загородных домов. Максим Лещев, генеральный директор ГК «Гео Девелопмент», обращает внимание, что явно заметен спрос на поселки Новой Москвы. Данная территория активно застраивается, появляется современная инфраструктура: метро, ТРЦ, магазины, школы и детские сады. Люди хотят вместе с загородным домом приобрести качественную, комфортную и интересную жизнь. Максим Сухопаров, бизнес-директор компании Optiland, рассказывает: «Покупатели хотят видеть в шаговой доступности от своих домовладений целый ряд инфраструктурных объектов. Основной пул покупателей отдают свое предпочтение тем поселкам, где на момент покупки имеется высокая стадия реализации не только домов, но и инфраструктуры. Ярким примером является Новорижское шоссе, где возводится целый инфраструктурный кластер с большим количеством образовательных, торгово-развлекательных объектов, баз отдыха, спортивных центров и так далее».
Если рассматривать популярные направления элитной загородки, то, как констатирует Инна Лещинер, директор по развитию загородного департамента Kalinka Group, сегодня покупатели перестали массово следовать моде на конкретное направление без личных на то оснований. На первый план выходят персональные потребности каждой конкретной семьи. При подборе загородного объекта учитываются район проживания в Москве, состав и возраст членов семьи, увлечения, которые диктуют спрос на ту или иную спортивную и досуговую инфраструктуру, на природные условия и т. д. Пока в лидерах спроса по-прежнему Рублевка и Новая Рига, так как эти направления отличаются удобной транспортной доступностью и развитой инфраструктурой, но растет доля клиентов, выбирающих элитные дома к северу, северо-западу и юго-западу от Москвы. Директор департамента жилой недвижимости PENNY LANE REALTY Сергей Колосницын добавляет, что новые элитные поселки стали появляться на более дальнем расстоянии от Москвы, чем это было принято ранее — 20–30 км от столицы.
Где занять?
Есть и еще один важный тренд на нынешнем загородном рынке — спрос на загородную ипотеку. Причем на ипотеку под залог приобретаемого дома или участка, а не под залог имеющейся городской квартиры.
Картина маслом
Оценивая загородный рынок сегодня, эксперты отмечают, что новых предложений крайне мало, в дорогом сегменте практически нет. В поисках готовых и ликвидных объектов покупательский спрос вообще сместился на вторичные предложения. Управляющий партнер «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость» Владимир Яхонтов рассказывает: «Были предпосылки, что загородный рынок исчезнет на фоне обеднения населения, его ориентиры сместились в сторону многоквартирных ЖК как более бюджетного варианта, предоставляющего более привычное для горожан „качество цивилизации“, в том числе социальную инфраструктуру и близость к работе. Однако в итоге произошел спад активности в высокобюджетном сегменте, но рост в эконом-классе».
Элитный рынок, по словам генерального директора компании Point Estate Тимура Сайфутдинова, вообще уходит во «вторичку», так как на «первичке» покупатели просто не могут найти предложения, соответствующие их высоким требованиям. И если продавец на вторичном рынке выставляет дом на продажу по адекватной цене и готов идти на скидку, то он точно забирает себе готового клиента. И такое положение, по мнению эксперта, продлится до тех пор, пока не уйдет весь неликвид. Лишь когда это произойдет, на рынке появится спрос, и в ответ девелоперы начнут выводить новые проекты с готовым интересным продуктом, а не просто участки без подряда.
Лучшие
И все же рынок не исчез, он живет, и поселки, отвечающие современным трендам, продаются. Самые продаваемые загородные поселки, по данным АН «ИНКОМ», «Белаго» (33 км Новорязанского шоссе), «Европа-2» (22 км Новорязанского шоссе), «Загорянка Парк» (11 км Щелковского шоссе), «Заповедный парк — 2» (19 км Ярославского шоссе), «Кабаново» (30 км Горьковского шоссе), «Кутузово Club» (8 км Пятницкого шоссе), «Лосиный остров» (16 км Ярославского шоссе), «Орленок» (37 км Новорязанского шоссе), «Пески» (35 км Дмитровского шоссе) и «Рожновка» (17 км Минского шоссе). Консалтинговая группа «Апхилл» добавляет к этому списку поселки «Новая Москва», «ВИПушки», «Романтика», «Цветочный». По данным АН TWEED, на элитном рынке лучшие продажи показывают «Вилладжио Эстейт («Миллениум Парк», «Ренессанс Парк» и «Монтевиль»), «Малое Сареево» и «Раздоры-2».