Неписаные законы офиса

Поступая на работу, новичок обычно знакомится с должностной инструкцией или проходит специальный вводный тренинг, облегчающий адаптацию в новой для него компании. Однако далеко не все правила принято озвучивать вслух: некоторые из них считаются слишком деликатными или слишком очевидными, чтобы о них говорить. В результате не слишком опытные специалисты, особенно вчерашние выпускники, еще не успевшие понять «дух и букву» жизни в офисе, нередко попадают впросак.

Чтобы не навредить своей карьере, ознакомьтесь с самыми распространенными неписаными законами российской офисной жизни, которые собрал для вас Superjob.ru.

Не надо прыгать через голову Неписаный закон офиса №1 гласит: не прыгай через голову начальника. Подобная акробатика не пойдет на пользу карьере. Даже если вы совершенно уверены в гениальности своей бизнес-идеи, обсудить ее нужно в первую очередь с непосредственным руководителем, каким бы отставшим от жизни консерватором он вам ни казался. Если же вы сразу пойдете к более высокому начальству, не исключено, что непосредственный начальник сочтет вас выскочкой и карьеристом, не знающим основ делового этикета и претендующим на его место. К тому же не факт, что президент компании, на голову которому вы обрушите свои проблемы и чаяния, обрадуется неожиданному «откровению».

Конечно, есть компании, корпоративная культура которых подразумевает возможность напрямую обратиться к генеральному директору. Чаще всего это IT-компании и корпорации, ориентированные на более демократичный западный стиль управления. Однако и там любой вопрос – от выпуска пресс-релиза до возможного повышения – прежде всего обсуждается с непосредственным начальником.

Амур – нежеланный гость на работе Второй неписаный закон офисной жизни – избегать служебных романов. И хотя на велком-тренинге об этом обычно не предупреждают, в случае нарушения этого правила вы рискуете многим, вплоть до увольнения, особенно если вас угораздило закрутить роман с начальником или начальницей.

По данным Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, с сексуальными домогательствами на работе сталкивались 18% женщин и 6% мужчин. Как избежать пресловутого харассмента? На самом деле это достаточно просто: нужно вести себя скромнее в общении с коллегами противоположного пола, в том числе на корпоративных вечеринках, избегать вызывающей одежды и четко демонстрировать окружающим исключительно деловой настрой.

Что позволено Зевсу… Третье правило, о котором не принято говорить в офисах, касается особого положения отдельных людей в коллективе – например, родственников начальника. Согласно опросу, проведенному Исследовательским центром Superjob.ru, большинство россиян (61%) предпочитает не работать в одном коллективе с близкими людьми, однако иногда это все же случается.

Новичок, как правило, не сразу узнает, что PR-менеджер компании – дочь генерального директора, а немолодой и скромный маркетолог – на самом деле гуру своего дела, к мнению и интуиции которого прислушивается председатель совета директоров.

Тот факт, что таким сотрудникам разрешено немного больше, чем вам, нужно просто принять как данность. И вместо того чтобы изводить себя и коллег замечаниями вроде: «Она опять опоздала, конечно, ей все можно!», лучше направить энергию в мирное русло и самому приходить вовремя.

Отвечаем на почту вовремя Еще один неписаный закон (впрочем, в отдельных компаниях это включается в рабочие инструкции) связан с тем, как быстро нужно отвечать на электронную почту. Согласно опросам Superjob.ru, именно этот способ связи используется в большей части компаний (53%) для распространения внутренней информации.

Как правило, разумным сроком ответа на e-mail считается один рабочий день, если это письмо клиентам или партнерам, и час-два (а лучше еще меньше) – если это внутренняя переписка. Если в вашей компании используется еще и интернет-месседжер, то знайте, что отвечать на сообщения нужно сразу после их получения.

Уходя в отпуск или уезжая в командировку, не забудьте настроить в почтовом ящике автоответчик. Содержание сообщения может быть, например, таким: «Добрый день. Я отсутствую в офисе в связи с командировкой в период с 10 по 12 декабря. Доступ к электронной почте ограничен, поэтому я отвечу вам по возвращении. Если ваш вопрос не терпит отлагательств, позвоните мне по телефону…».

Алкоголь – враг карьеры Правило, согласно которому в офисе нельзя принимать алкогольные напитки, настолько банально, что, казалось бы, о нем не стоит и говорить. И не говорят. В результате вчерашний новичок по неопытности в день своей первой зарплаты приносит на работу не только торт, но и бутылку горячительного.

В лучшем случае он просто смущает этим коллег, в худшем – все-таки разливает принесенное. Хорошо, если случайным свидетелем вашего праздника не станет генеральный директор или директор по персоналу, ведь в противном случае последствия для карьеры могут оказаться губительными. По сведениям Superjob.ru, в 69% российских компаний алкоголь принято употреблять только по большим праздникам, например, на Новый год или по случаю юбилея фирмы.

Не все рингтоны одинаково прекрасны Вряд ли кто-то поспорит с тем, что мобильный телефон – замечательное и полезное изобретение. Однако когда в open-space из забытого коллегой телефона на полную громкость раздается, к примеру, «Владимирский централ», в этом можно и усомниться.

По сведениям Исследовательского центра Superjob.ru, оригинальные рингтоны устанавливают на свои телефоны 63% офисных работников, в том числе 28% используют только скачанные мелодии. Среди них – раскрученные композиции, популярные песни из фильмов, звуки животных, вой сирены и т. д. Между тем неписаный закон офисного общежития гласит: носи мобильный телефон с собой и не заставляй сотрудников слушать твой любимый рингтон. А лучше вообще ставить телефон на виброзвонок.

С работой в open-space связан и ряд других неписаных законов: не стоит громко разговаривать и смеяться, чтобы не мешать другим, пользоваться слишком сильным парфюмом, принимать пищу на рабочем месте.

Совместимы ли офис и джинсы? Наконец, об одежде. Правила дресс-кода иногда описываются в корпоративных документах, однако форма одежды все же вызывает вопросы у молодых офисных бойцов. Уместен ли летом открытый сарафан? Обязательно ли носить сменную обувь? Можно ли прийти в джинсах? Чтобы понять все нюансы корпоративного стиля, внимательно присмотритесь к коллегам, особенно к тем, кто пользуется особым авторитетом в коллективе. Носят ли они джинсы в офис? Если да, то вы тоже можете позволить себе подобное отступление от делового стиля. Разумеется, джинсы не должны быть рваными или иметь вызывающий декор. Офисный дресс-код может быть ослаблен в последний день недели, если, конечно, вам не предстоят переговоры с ключевыми клиентами компании.

Что касается открытых нарядов с глубоким декольте, то здесь неписаный офисный закон суров. Даже в жару и по пятницам следует избегать открытых сарафанов и маек. Кстати, по мнению 37% работающих россиян, дресс-код благотворно влияет на работу (данные Исследовательского центра Superjob.ru).

Нетипичные офисные правила Опрос, проведенный Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru, показал, что в некоторых российских компаниях действуют и куда более экзотические неписаные законы, чем перечисленные выше. Например, такой: «Получив задание, не торопись выполнять его: поручение еще могут отменить». Стоит ли прислушиваться к подобным советам, решать вам, но Superjob.ru все же рекомендует вам исполнять поручения руководства в срок.

«Некурящие сотрудники уходят в пятницу на час раньше»; «Не брал больничный в течение года – получаешь дополнительный оплачиваемый день к отпуску»; «Два дня можно болеть без больничного листа», - такие приятные правила действуют в отдельных российских компаниях. Оказывается, неписаные офисные законы не только регламентируют взаимоотношения между коллегами, но и стимулируют вести здоровый образ жизни.

Рекрутинговый портал Superjob.ru желает вам никогда не попадать в неловкие ситуации на работе. Возможно, некоторых вам удастся избежать, зная неписаные законы офиса.